Munitionstransportwagen Sd.Kfz. 252, Beobachtungswagen Sd.kfz. 253


Штурмовое орудие StuG III и его модификации StuG 40 и StuH 42 являлись одними из самых массовых боевых машин вермахта. В их тени остались гораздо менее многочисленные специальные машины — транспортёр боеприпасов Sd.Kfz. 252 и машина артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz. 252, производившиеся немецкой промышленностью в первые годы Второй мировой войны.



Самоходка StuG III, созданная на базе танка Pz.Kpfw. III, вооружалась 75-мм пушкой с возимым боекомплектом в 44 выстрела. Этого было явно недостаточно для интенсивного боя, но размеры «Штурмгешютца» не позволяли поместить в него больший боезапас. Вариант использования для подвоза боеприпасов обычных грузовиков военные сразу забраковали. По понятным причинам автомобили не могли подвозить снаряды близко к полю сражения, поэтому самоходкам приходилось бы выходить из боя для поездки к пункту боепитания. Отсюда был сделан логичный вывод о необходимости создания «недостающего звена» — бронированного транспортёра боеприпасов, способного подвозить снаряды от грузовиков до штурмовых орудий. Предполагалось, что он будет действовать непосредственно на поле боя лишь в исключительных случаях — обычно «Штурмгешютцам» следовало отойти за ближайшее естественное укрытие (пригорок, перелесок и т.п.), где их ожидали транспортёры боеприпасов.

Концепция

По мнению немецких военных, транспортёр боеприпасов должен был представлять собой полностью закрытую машину, броня которой защищала бы от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Состав экипажа был минимальным — всего два человека (механик-водитель и подносчик боеприпасов). Машина должна была обладать высокой проходимостью, способностью двигаться в диапазоне скоростей от 4 до 60 км/ч, а также буксировать прицеп. Полезная нагрузка (с учётом груза на прицепе) определялась в 1000 кг. Для самообороны транспортёр следовало вооружить 7,92-мм пулемётом MG 34 на вертлюжной установке, позволяющей вести огонь по наземным и воздушным целям. В качестве шасси для транспортёра с самого начала рассматривался быстроходный полугусеничный тягач.
По документам новая машина поначалу проходила как Munitionswagen (транспортёр боеприпасов). Позже это обозначение сменили на более точное leichter gepanzerter Munitionstransportwagen (лёгкий бронированный транспортёр боеприпасов). После принятия на вооружение машине присвоили индекс Sd.Kfz. 252.
Вторая машина также успела сменить несколько обозначений: сначала Beobachtunswagen (машина наблюдателей), затем — leichter gepanzerter Beobachtunswagen (лёгкая бронированная машина наблюдателей). После принятия на вооружение машину назвали Sd.Kfz. 253, она должна была поступить в распоряжение командиров взводов и батарей штурмовых орудий. Оборудование машины обеспечивало управление огнём как прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых позиций. В последнем случае Beobachtunswagen служил в качестве поста передового артиллерийского наводчика.
В отличие от транспортёра боеприпасов, машина наблюдателей по подвижности не должна была уступать штурмовому орудию, поэтому сначала предполагалось использовать шасси лёгкого танка Pz. Kpfw. I. Скорость движения должна была составлять от 4 до 40 км/ч. Бронирование лобовой проекции обеспечивало защиту от 20-мм снарядов, бортов и кормы — лишь от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.
Экипаж машины наблюдателей состоял из трёх человек: командира, наблюдателя и механика-водителя. Основным средством наблюдения являлась стереотруба, которую можно было легко снять с машины и установить на наземном наблюдательном пункте. Машину следовало оборудовать приёмопередающей УКВ-радиостанцией с дальностью действия 3–4 км (штурмовые орудия StuG III предполагалось комплектовать лишь приёмниками). Пулемётное вооружение не предусматривалось. Помимо пистолетов членов экипажа, машина вооружалась пистолетом-пулемётом, сигнальным пистолетом и четырьмя дымовыми шашками (их предполагалось применять для прикрытия отхода с обстреливаемой позиции).
Вопреки ожиданиям, разработка машин сопровождения существенно отставала от создания StuG III. В середине 1937 года верховное командование сухопутных войск предписало срочно изготовить два транспортёра боеприпасов и одну машину наблюдателей для полигонных испытаний. По их итогам предстояло определиться с тем, нужны ли такие машины армии.
Прототипы могли быть изготовлены из мягкой (небронированной) стали — требовалось лишь соответствие будущим серийным машинам по массе. От применения танкового шасси для машины наблюдателей отказались — теперь её, как и транспортёр боеприпасов, следовало построить на базе полугусеничного тягача. Это существенно удешевляло конструкцию машины наблюдателей, а также снижало расходы на разработку и последующую эксплуатацию обеих машин (за счёт унификации шасси).

Конструкция

Разработку машин сопровождения штурмовых орудий осуществляла фирма «Ваггонфабрик Вегманн» в Касселе. В качестве шасси выбрали лёгкий полугусеничный тягач Sd.Kfz. 10 1-тонного класса (в вермахте тягачи классифицировались по максимальной массе буксируемого прицепа). Вариант, использовавшийся для постройки Sd.Kfz. 252 и 253, выпускался с конца 1939 года и оборудовался шестицилиндровым карбюраторным мотором «Майбах» HL 42 (рабочий объём — 4,2 л, мощность — 100 л. с.). Трансмиссия — полуавтоматическая «Майбах» «Вариорекс» (7 передач вперёд и 3 назад). Гусеничный ход Sd.Kfz. 10 состоял из пяти опорных катков на борт (три сдвоенных и два одинарных). Подвеска опорных катков — торсионная. Гусеница шириной 24 см — мелкозвенчатая, состоящая из 38 траков. Шаг трака составлял 140 мм, длина опорной поверхности — 1200 мм.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Велика дурниця: самохідний міномет АМ120

Український "Пат"

Самохідний міномет: корейський підхід