M56 Scorpion


Во время Второй мировой войны проявилась устойчивая тенденция к увеличению калибра противотанковой артиллерии. Так, американская армия вступила в войну с 37-мм пушками, а заканчивала её с орудиями калибров 76 и 90 мм. Увеличение калибра неминуемо влекло за собой возрастание массы пушки. Для пехотных дивизий это не было критичным (пришлось лишь внедрить более мощные тягачи), однако в воздушно-десантных частях дело обстояло иначе.
Уроки Арнемской операции, в ходе которой британским десантникам пришлось сражаться с немецкими танками, были приняты во внимание американским командованием. С 1945 года на вооружение воздушно-десантных дивизий США поступала 90-мм противотанковая пушка Т8, представлявшая собой ствол 90-мм зенитки М1, совмещённый с противооткатными приспособлениями 105-мм гаубицы М2А1 и облегчённым лафетом. Получилось орудие массой 3540 кг, подходившее для парашютного десантирования с самолётов С-82 «Пэкит», но на земле начинались проблемы: расчёт не мог перемещать столь тяжёлую систему по полю боя. Требовался тягач, а значит, вдвое увеличивалось количество рейсов военно-транспортной авиации, необходимых для переброски противотанковой батареи (дивизиона).
Выходом могло стать создание компактной самоходной противотанковой артустановки. Впервые такая идея была высказана в октябре 1948 года на конференции в Форт-Монро, посвящённой перспективам развития противотанковых средств, а в апреле следующего года заказчик представил тактико-технические требования. Главным из них являлась масса, которая не должна была превышать 16 000 фунтов (7260 кг) — предел грузоподъёмности «Пэкита» и разрабатывавшегося в то время (но так и не принятого на вооружение) тяжёлого десантного планера.
Разработку авиадесантного истребителя танков поручили фирме «Кадиллак Мотор Кар», входившей в концерн «Дженерал Моторс». В основу конструкции шасси были положены решения, опробованные на амфибийном гусеничном транспортёре М76 «Оттер». Ввиду ограниченных габаритов грузовой кабины самолёта самоходку не удалось снабдить рубкой, не говоря уже о крыше — пришлось ограничиться небольшим орудийным щитом. Последний предназначался для защиты экипажа от пороховых газов при выстреле, но не для защиты от пуль или осколков.
Прототип, получивший индекс Т101, был готов в 1953 году. Два года спустя машина успешно прошла войсковые испытания в Форт-Ноксе, и её приняли на вооружение под обозначением М56 Gun Self-Propelled Anti-Tank — «самоходное противотанковое орудие М56». Широко встречающееся наименование «Скорпион» утвердили в 1957 году, менее распространённым было неофициальное название «Спат» (от аббревиатуры SPAT — Self-Propelled Anti-Tank). Серийное производство М56 продолжалось с декабря 1957 до июня 1958 года, его объём составил 160 единиц.

Конструкция


Самоходка М56 является небронированной малогабаритной гусеничной боевой машиной, приспособленной для парашютного десантирования с самолётов С-123 «Провайдер» и С-119 «Флаинг Бокскар» (и, конечно же, с более тяжёлых военно-транспортных самолётов) и перевозки вертолётами на внешней подвеске. Корпус машины — алюминиевый сварной, экипаж состоит из четырёх человек.
Моторно-трансмиссионное отделение с шестицилиндровым оппозитным четырёхтактным карбюраторным двигателем воздушного охлаждения «Континентал» AOI-402-5 мощностью 165 л. с. и механической коробкой передач «Аллисон» CD-150-4 (две передачи вперёд и одна назад) находится в передней части корпуса М56. Остальное пространство занимает боевое отделение, совмещённое с отделением управления. В центре него на тумбовом лафете М88 установлена 90-мм пушка М54. Слева от орудия расположено рабочее место механика-водителя (для него в щите орудия имеется застеклённое окно со стеклоочистителем-«дворником»), справа — место наводчика. За механиком-водителем размещается командир, за наводчиком — заряжающий. В кормовой части машины находится боеукладка на 29 унитарных снарядов. Для удобства работы заряжающего за боеукладкой имеется откидная ступенька.
Ходовая часть самоходки состоит (применительно к одному борту) из четырёх опорных катков большого диаметра с торсионной подвеской, снабжённых пневматическими покрышками. Покрышки имеют специальные вкладки, позволяющие в случае их пробития проехать до 24 км (15 миль) со скоростью до 24 км/ч. Ведущее колесо — переднего расположения. Гусеницы резинометаллические, шириной 510 мм. Каждая гусеница состоит из двух лент, изготовленных из прорезиненной ткани и армированных стальными тросами. Ленты соединены между собой стальными штампованными поперечинами с резиновыми подушками. Давление на грунт у «Скорпиона» составляет всего 0,29 кг/см2 (для сравнения: у танков М47 и М48 этот показатель составляет 1,03 и 0,79 кг/см2 соответственно), что обеспечивает хорошую проходимость машины.
Установленная на «Скорпионе» 90-мм пушка М54 (длина ствола — 50 калибров) была разработана на основе орудия М36, применяемого на танках М47. По сравнению с прототипом она облегчена на 95 кг. Диапазон углов наводки в вертикальной плоскости составляет от −10° до +15°, в горизонтальной — по 30° вправо и влево. Ствол пушки — моноблок с навинтным казёнником и односекционным дульным тормозом. Затвор клиновой, полуавтоматический, вертикальный. Сверху на казённой части пушки крепятся два цилиндра гидравлических противооткатных устройств. Механизмы наведения пушки имеют ручные приводы, заряжание ручное. Орудие комплектуется телескопическим прицелом М186 с переменным увеличением (4-8-кратным).
Ассортимент применяемых боеприпасов достаточно широк и включает все типы унитарных выстрелов для танковых пушек М36 и М41; допускается также использование 90-мм снарядов противотанковых пушек немецкой фирмы «Рейнметалл». Для решения главной задачи — борьбы с танками — могут применяться: бронебойно-трассирующий снаряд M82 с бронебойным наконечником и разрывным зарядом; бронебойно-трассирующие снаряды M318 (T33E7), M318A1 и M318A1С без разрывного заряда; подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды M304, М332 и М332А1; кумулятивные не вращающиеся (оперённые) снаряды M348 (T108E40), M348A1 (T108E46) и M431 (T300E5). Кроме того, САУ может вести огонь осколочно-фугасным снарядом М71, осколочно-трассирующим М91, картечным М336, осколочным (со стреловидными поражающими элементами) М377 и дымовым М313.
Машина оборудована УКВ-радиостанцией AN/VRC-10, которую обслуживает командир. Средства ночного наблюдения представлены лишь нашлемным прибором ночного видения механика-водителя.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Велика дурниця: самохідний міномет АМ120

Український "Пат"

Самохідний міномет: корейський підхід