M520 Goer




В 1954 году в Соединённых Штатах началась реализация программы по разработке нового армейского автомобиля, получившей обозначение GOER (Go-ability with Overall Economy and Reliability — «Проходимость, экономичность и безотказность»). Итогом многолетней работы американских инженеров и военных стало создание весьма необычных транспортных средств, словно сошедших со страниц научно-фантастических комиксов.

В начале 1950-х годов американская армия приступила к замене грузовиков времён Второй мировой войны новыми трёхосными автомобилями М35 (2,5-тонным) и М39 (5-тонным). Однако эти физически новые машины воспринимались как морально устаревшие: их проходимость оставалась на уровне автомобилей предыдущего поколения. Военные же считали, что в случае атомной войны в Европе им понадобятся машины с более высокой проходимостью: ядерные удары нанесут дорожной сети тяжелейшие повреждения, что резко усложнит снабжение через руины. Помимо этого, в Азии, становившейся одним из театров противостояния сверхдержав, дороги и без ядерной войны были посредственными.
В обоих вышеуказанных случаях американцам пришлось бы столкнуться с необходимостью форсирования водных преград, поэтому новые грузовики должны были обладать возможностью преодолевать их без предварительной подготовки. В отличие от плавающих автомобилей времён Второй мировой — типичных «лодок на колёсах» (например, американского GMC DUKW), — машины GOER должны были оставаться обычными грузовиками, лишёнными недостатков, присущих амфибиям прежнего поколения (прежде всего неудобства погрузки и разгрузки). Наконец, новые машины должны были иметь бóльшую грузоподъёмность: стандартные 2,5–5 т уже не удовлетворяли армейских интендантов, столкнувшихся с необходимостью транспортировки всё возрастающих объёмов грузов.


В поисках подходящих прототипов для семейства GOER военные обратились к специальным машинам высокой проходимости, используемым в дорожном строительстве и на лесных разработках. В 1956–1957 годах специалисты Командования автобронетанкового вооружения армии США провели испытания нескольких инженерных машин высокой проходимости, используемых «на гражданке».
Итоги испытаний были многообещающими, и в 1958 году специализировавшиеся на производстве такой техники компании «Кларк Экуипмент» и «Ле Турно-Вестингауз» (LTW) получили контракты на разработку новой серии армейских грузовиков. Машины предполагалось строить по сочленённой схеме, распространённой среди гражданской спецтехники, но практически неизвестной в американской армии. В передней секции автомобиля размещалась силовая установка и кабина экипажа, а задняя служила для перевозки груза. Предусматривалось создание двух базовых моделей: 5-тонного (фирма «Кларк Экуипмент») и 15-тонного (LTW) классов. Стоит отметить, что в номенклатуре, принятой в ВС США, классы грузоподъёмности исчисляются в «коротких» тоннах (907 кг), Таким образом, в метрических единицах грузоподъёмность 5-тонных и 15-тонных машин должна была составлять 4535 и 13 605 кг соответственно.
Как и предполагалось, при создании машин по программе GOER фирмы-разработчики взяли за основу уже опробованные гражданские образцы. Это способствовало сокращению сроков разработки. Машина ХМ520 фирмы «Кларк», оборудованная шестицилиндровым дизельным двигателем «Камминз», была создана на базе трелевочного трактора (скиддера) «Кларк-Мичиган» Модель 75. «Ле Турно-Вестингауз» представила сразу три прототипа с дизельными двигателями «Детройт Дизель» 8V-71 мощностью 275 л. с.: грузовик ХМ437, предназначавшийся для транспортировки артиллерийских боеприпасов; автоцистерну ХМ438 ёмкостью 5000 галлонов (18 931 л) и эвакуационную машину ХМ554 со стрелой грузоподъёмностью 20 т и лебёдкой с тяговым усилием 30 тс. Для передачи мощности на заднюю ось на этих машинах применили электромеханическую трансмиссию.

Испытания

Во второй половине 1959 года в Форт-Ноксе (штат Кентукки) начались испытания прототипов машин GOER. По их итогам программу откорректировали, отказавшись от 5-тонной машины в пользу 8-тонной (7256 кг) и повысив грузоподъёмность тяжёлого автомобиля с 15 до 16 «коротких» тонн (14 512 кг).


В 1960 году в конкурсе появился новый претендент — фирма «Катерпиллер Трактор Компани», давний поставщик инженерной техники для ВС США. Именно ей заказали автомобиль 8-тонного класса. В августе 1961 года «Катерпиллер» предоставила два первых образца грузовика ХМ520Е1 для испытаний на Абердинском полигоне, а к концу следующего года было изготовлено ещё шесть прототипов. Параллельно испытывались опытные образцы 16-тонных машин: грузовика общего назначения ХМ437Е1, автоцистерны ХМ438Е2 и эвакуационной машины ХМ554.
На базе ХМ437 был создан и единственный в семействе GOER носитель оружия — самоходная пусковая установка зенитных управляемых ракет большой дальности MIM-14 «Найк-Геркулес». В марте 1961 года на полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) произвели первый успешный пуск ракеты «Найк-Геркулес» с этой установки. Однако дальнейшее развитие самоходного варианта зенитного ракетного комплекса «Найк-Геркулес» сочли нецелесообразным из-за чрезмерной дороговизны, ведь помимо пусковой установки на автомобильных шасси требовалось разместить другие элементы комплекса: пункт управления, радары обнаружения целей и наведения ракет, а также вспомогательное оборудование. В итоге армия вовсе отказалась от развития машин 16-тонного класса, поскольку их проходимость на пересечённой местности оказалась гораздо худшей, чем у восьмитонников.


В июне 1962 года военные решили включить в семейство GOER 10-тонный эвакуационный тягач, а в апреле 1963 года фирма «Катерпиллер» изготовила прототип ХМ553. В октябре того же года появился прототип автоцистерны ХМ559 ёмкостью 2500 галлонов (9465 л). Все прототипы фирмы «Катерпиллер» (восемь грузовиков ХМ520Е1 и по два эвакуатора ХМ553 и автоцистерны ХМ559) прошли интенсивные испытания в самых разных дорожных и климатических условиях — от Аляски до Панамы.
Ходовые и эксплуатационные характеристики машин семейства GOER полностью удовлетворили армию, и в мае 1963 года она заказала ещё 23 доработанных прототипа (тринадцать ХМ520, восемь ХМ559 и два ХМ553). С мая 1964 года эта партия проходила войсковые испытания во 2-й квартирмейстерской группе (Гиссен, ФРГ). В феврале следующего года автомобили вернули на фирму для осуществления доработок, рекомендованных заказчиком, после чего передали в школу бронетанковых войск в Форт-Ноксе для проведения приёмочных испытаний. В январе 1966 года автомобили GOER направили в Юго-Восточную Азию (в Южный Вьетнам или Таиланд) для испытаний в местных климатических условиях. После этого военные заказали десять предсерийных машин: три грузовика, три цистерны и четыре эвакуационных тягача.
Программа по разработке автомобилей GOER официально завершилась в январе 1970 года. К этому времени её стоимость (включая производство прототипов и предсерийных машин) достигла 6 637 000 долларов. Эта сумма была беспрецедентной для автомобильной техники, но даже такие астрономические расходы могли бы окупиться, если бы удалось полностью заменить машинами GOER классические грузовики грузоподъёмностью в 5 и 10 т. Однако этого не случилось.

GOERы на службе

Боевая служба новых автомобилей (пока прототипов) началась в сентябре 1966 года во Вьетнаме в специально созданном подразделении под названием GOER Transportation Company (Provisional). Часть, располагавшая 19 машинами, находилась во Вьетнаме до октября 1969 года. В 1966–1967 годах она базировалась в Фуок-Вине и Камране, подчиняясь 27-му моторизованному транспортному батальону, действуя в северной части 2-й корпусной зоны. Затем роту переподчинили 124-му моторизованному транспортному батальону, занимавшемуся снабжением 4-й пехотной дивизии в районе баз Куи-Нон и Плейку.

See more:  https://warspot.ru/10127-mashiny-kotorye-proydut-gde-ugodno

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Велика дурниця: самохідний міномет АМ120

Міномет М-240

Самохідний міномет: корейський підхід