30,5 cm Bombenmörser M 11, M 11/16


Когда военный министр Австро-Венгрии генерал Мориц фон Ауффенберг в 1912 году под собственную ответственность заказал первую партию из двадцати четырёх 305-мм мортир, он едва не попал под суд за самоуправство и «непозволительную растрату казённых средств». Но начавшаяся вскоре Первая мировая война подтвердила его правоту – новые орудия успешно воевали на многих фронтах и стали одним из символов австро-венгерской армии.
Импульсом для развития тяжёлой артиллерии в Австро-Венгрии стали донесения с полей сражений русско-японской войны, в ходе которой активно применялись 280-мм мортиры – как для обороны, так и для разрушения фортификационных сооружений, становившихся всё более мощными. В начале ХХ века Австро-Венгрия уже располагала подобными орудиями – 240-мм «бомбовыми мортирами» (Bombenmörser) М 1898, способными вести огонь 133-кг снарядами на дальность 6,5 км. Мобильность этих мортир была весьма ограниченной: для перемещения четырёхорудийной батареи требовалось более 330 лошадей! Поэтому когда генерал Франц Конрад фон Гетцендорф, в ноябре 1906 года ставший начальником Генштаба, начинал свою реформу, направленную на повышение мобильности армейских частей, одним из первых мероприятий стала моторизация батарей мортир М 1898. В 1908 году фирма «Остеррахише Даймлер Моторен АГ» начала поставки артиллерийских тягачей М 9 конструкции Фердинанда Порше. До начала Первой мировой войны австрийцам удалось перевести на мехтягу восемь из двенадцати имевшихся батарей М 1898. Следующим шагом стала разработка мобильной мортиры ещё большей мощности.

Образец 1911 года

Когда в 1906 году вырабатывались требования к новому орудию, специалисты Военно-технического комитета, Генеральной инспекции артиллерии и фирмы «Шкода» исходили из того, что в Германии уже ведётся разработка 280-мм мортиры. Поэтому для австро-венгерского орудия выбрали больший калибр – 305 мм. Главным конструктором назначили Морица Поля (главу 1-го конструкторского отдела завода «Шкода» в г. Пльзень), ранее занимавшегося корабельными орудиями. Его непосредственными помощниками стали братья Дирмозер – Освальд, отвечавший за разработку ствола, и Рихард, занимавшийся лафетом. 1 июня 1908 года был представлен технический проект орудия, а в следующем году изготовили макет. Наконец, в октябре 1910 года пльзеньский завод выпустил первый экземпляр мортиры, что позволило приступить к испытаниям орудия на полигоне близ Винер-Нойштадта. Помимо стрельб различными типами снарядов с разными зарядами, в ходе испытаний проверялась лёгкость и быстрота монтажа и демонтажа орудия на полевой позиции. Параллельно с мортирой тестировался и предназначенный для неё тягач «Даймлер».
Испытания новинки прошли вполне успешно, но на заседании кабинета министров, которое проходило в декабре 1911 года и было посвящено бюджетным вопросам, на новые тяжёлые орудия средств не выделили. Аргументация военного министра Морица фон Ауффенберга, что тяжёлые мортиры могут быть полезны в возможной войне с Италией, встретила возражение: «Ведь Италия – наш союзник!» Несмотря на это, в январе 1912 года Ауффенберг заказал 24 мортиры, которые были приняты на вооружение под обозначением 30,5 cm Bombenmörser M 11, а также соответствующее количество тягачей, снаряжения и боеприпасов. Это решение вызвало возмущение в Государственном совете, поскольку стоимость одной мортиры составляла астрономическую сумму – 1,5 млн крон (для сравнения, годовое жалование поручика в среднем составляло 1500 крон). Ауффенбергу угрожал суд, но началась Балканская война, которая донесла до его коллег-министров важность наличия мощной артиллерии. Осенью 1912 года новую мортиру приняли на вооружение. Поставки первой партии завершились аккурат к началу Великой войны, в ходе которой «Шкода» изготовила ещё 44 орудия М 11.
Новой 305-мм мортирой заинтересовалось и флотское руководство. Командующий ВМС Австро-Венгрии вице-адмирал Рудольф Монтекукколи заказал два орудия для береговой батареи Монте-Копе, входившей в систему обороны главной военно-морской базы Пула. Мортиры, принятые на вооружение как 30,5 cm Küstenmörser M 12, были установлены на поворотных платформах, обеспечивавших им круговой обстрел. Характерным отличием от «сухопутных» аналогов стал бронированный щит, защищавший орудие спереди и сверху. После войны обе мортиры стали итальянскими трофеями.
Мортира 30,5 cm Bombenmörser M 11 представляла собой орудие, предназначенное для ведения навесного огня. Ствол длиной 10 калибров весил 5930 кг. Затвор – горизонтальный клиновой, массой 663 кг. Противооткатные устройства состояли из двух гидравлических тормозов отката и гидропневматического накатника (состоявшего из одного цилиндра, заполненного глицерином, и двух воздушных). В боевом положении орудие весило 18 730 кг. Угол вертикального наведения составлял от +40° до +75°, горизонтального – 120°. Для заряжания ствол орудия приводился в горизонтальное положение. Минимальная дальность стрельбы составляла 5 км, максимальная – 9,6 км. Скорострельность зависела от выучки расчёта и составляла один выстрел в 3–5 минут. Расчёт орудия состоял из 14–17 человек.
Каждая мортира транспортировалась тремя повозками – ствольной, лафетной и основания. Для установки на позиции прежде всего следовало подготовить котлован под основание размером 4,7×4 м и глубиной 25 см. Этот процесс занимал от 2 до 42 часов, причём меньше всего времени уходило на подготовку позиции на твёрдых скалистых грунтах – в таких условиях следовало лишь выровнять площадку. А вот на мягких грунтах приходилось не только отрывать котлован, но и утрамбовывать его дно. Затем прямо на транспортной повозке собиралось основание, состоявшее из трёх секций. Повозка накатывалась на котлован, после чего основание приподнималось лебёдкой, входившей в комплект орудия, повозка выкатывалась из-под него, и основание опускали на место. Далее на основание таким же способом устанавливался лафет, а на него – ствол. После привинчивания противооткатных устройств мортира была готова к бою. Вся процедура сборки занимала 4–6 часов.
Подвижность батареям мортир М 11 обеспечивал новый тягач конструкции Фердинанда Порше – Mörserzugwagen M 12. Тягач имел бензоэлектрическую трансмиссию – бензиновый мотор мощностью 100 л. с. приводил в действие генератор, а тот питал током тяговые электромоторы на колёсах машины. Тягач мог буксировать прицепы массой до 24 т, перевозя на грузовой платформе 11 снарядов общей массой 5,5 т. На 100 км он расходовал в среднем 100 л бензина и 12 л масла, двигаясь со скоростью до 10 км/ч.
Поскольку каждый Mörserzugwagen M 12 мог буксировать две повозки, теоретически для двухорудийной батареи должно было хватать трёх тягачей. Однако с учётом возможных аварий каждая батарея комплектовалась шестью такими тягачами. Седьмой тягач М 12 (с лебёдкой вместо грузовой платформы) буксировал пятитонные прицепы с боеприпасами. Кроме того, батарея располагала четырьмя четырёхтонными грузовиками, перевозившими инженерно-строительное имущество для оборудования позиции и тремя трёхтонными грузовиками, перевозившими имущество корректировщиков и связистов (включая 36 км полевого телефонного кабеля), а также продовольствие и личные вещи расчёта. Один из этих грузовиков буксировал полевую кухню. Наконец, в комплект батареи входила подвижная мастерская Autowerstätte М 14 (или М 15), передвигавшаяся на грузовике с прицепом. Её оборудование позволяло собственными силами производить ремонт как орудий, так и транспортных средств. Для перевозки офицеров служили два легковых автомобиля.
Численность личного состава двухорудийной батареи мортир M 11 составляла шесть офицеров и 219 унтер-офицеров и рядовых.

Модернизация

Опыт Первой мировой войны показал, что, хотя мортира М 11 и была одной из лучших австро-венгерских артсистем, всё же она имела ряд существенных недостатков. Довольно «деликатная» конструкция лафета была причиной того, что порой мортира опрокидывалась от близких разрывов неприятельских 150-мм снарядов (не говоря о более крупных). Непрочная конструкция отдельных узлов ограничивала скорость транспортировки орудия – не более 6 км/ч. То есть, облегчение конструкции мортиры, призванное способствовать повышению мобильности, на деле её ограничивало. Поэтому при модернизации конструкция всех узлов была основательно усилена, что привело к утяжелению орудия. Теперь ствольная повозка вместо 9,3 т весила 10,3 т, лафетная «подросла» с 10,5 до 12,1 т, повозка основания – с 8 до 10,4 т. Таких мортир, обозначавшихся как М 11/16, изготовили 28, кроме того, до этого стандарта доработали несколько орудий М 11, произведённых ранее.
Следующий образец 305-мм мортиры – М 16 – хотя и использовал ряд узлов М 11/12 и мог вести огонь теми же снарядами, по сути, представлял собой новое орудие. Длина ствола была увеличена до 12 калибров, а его масса возросла до 7,2 т. Объём зарядной каморы также увеличился, что позволило применять более мощные заряды. В итоге начальная скорость снаряда возросла с 330 до 450 м/с, а максимальная дальность стрельбы достигла 12,3 км. Противооткатные устройства стали более компактными – теперь они состояли из двух гидравлических тормозов отката и пневматического накатника.
Полной переделке подвергся лафет, который установили на основании на шаровом погоне, что обеспечивало орудию круговой обстрел. Кроме того, теперь можно было вести огонь во всём диапазоне углов возвышения (от 0° до +75°).
Вместо трёх специализированных транспортных повозок (ствольной, лафетной и для основания) для мортиры М 16 разработали унифицированную повозку, позволявшую перевозить любой из трёх компонентов орудия. Модернизации подвергся и тягач, получивший обозначение М 12/16 (вскоре началось производство более современного тягача М 17). Армия заказала 29 мортир М 16, но до окончания войны заказ полностью выполнить не успели.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Велика дурниця: самохідний міномет АМ120

Міномет М-240

Самохідний міномет: корейський підхід