Autocannoni - Italian gun trucks in Africa


К началу Второй мировой войны итальянская промышленность уже имела многолетний опыт разработки самоходных артсистем. Первые орудия на автомобильных шасси были созданы в Италии ещё в 1913 году. Во время Первой мировой войны итальянцы широко применяли 75-мм зенитные самоходные пушки «Крупп» на шасси «Итала», 102-мм морские орудия, установленные на автомобилях SPA и некоторые другие, менее многочисленные системы. В годы Второй мировой итальянская армия воевала теми же «крупповскими» 75-миллиметровками, переставленными на более современные автомобили, а также новыми 90-мм зенитками, смонтированными на шасси «Лянчия» и «Бреда». Наряду с ними в Северной Африке было изготовлено несколько десятков импровизированных САУ, которым и посвящена эта статья.

На трофейных шасси

Итальянские войска в Северной Африке, испытывавшие острую нехватку буквально всего необходимого, охотно пользовались всем спектром трофеев — от пищевых рационов до танков. Среди захваченной техники уже с начала 1941 года в немалых количествах попадались автомобили — особенно ценились надёжные и неприхотливые 0,75-тонные грузовики «Моррис» CS8 и их канадские аналоги СМР «Форд» F15 и «Шевроле» С15. Будучи неполноприводными, (колёсная формула 4 х 2), они тем не менее отличались хорошей проходимостью. Именно эти машины итальянцы решили использовать для повышения мобильности артиллерии непосредственной поддержки.
8 августа 1941 года на совещании в Киренаике генерал Гастоне Гамбара, командир Подвижного армейского корпуса (Corpo d'Armata di Manovra), заявил:
«Нам необходимо создать эскадрон из 24-х трофейных вездеходных грузовичков [в оригинале — camionette], установив на каждом 65/17 орудие, пригодное для применения как в качестве противотанкового, так и для других целей».
Упомянутое генералом орудие «65/17» — это 65-мм горная пушка образца 1913 года со стволом длиной 17,7 калибра, разработанная для Италии фирмой «Шнейдер» на базе французского образца 1906 года. Достаточно лёгкая (масса в боевом положении — 570 кг), она с 20-х годов использовалась итальянской армией в качестве пехотного орудия. При массе снаряда 4,22–4,5 кг дальность стрельбы достигала 6400 м, а дальность прямого выстрела (при применении в качестве противотанкового) составляла 500 м. Более тяжёлую систему смонтировать на «Моррисе» было невозможно — ствол орудия «65/17» весил 109 кг, дополнительный вес давали штатные противооткатные приспособления, ещё около центнера добавляла поворотная установка. Боекомплект, расчёт — и грузоподъёмность «тричетвертитонника» была исчерпана.
8 сентября был готов первый образец «автопушки» (autocannone). 65-мм орудие установили в кузове на рамной поворотной установке, обеспечивавшей круговой обстрел. Борта грузовой платформы сняли, но на «серийных» САУ оставили, сделав их верхние части откидывающимися, чтобы не ограничивать угол обстрела и откат (при стрельбе поперёк шасси); с этой же целью демонтировали верх кабины. Угол вертикальной наводки составлял от 0° до +20°.
Возимый боекомплект САУ (36 выстрелов) в равной пропорции комплектовался выстрелами с гранатами и бронебойными снарядами. Саму грузовую платформу удлинили примерно на 45–50 см, а под образовавшимся кормовым свесом устроили крепления для шести 20-литровых канистр с бензином. Ещё две такие же канистры (одна с водой, другая с маслом) крепились по бокам кабины. Экипаж самоходки состоял из четырёх человек: командира, наводчика, заряжающего и водителя. Боевая масса машины достигала 2,8–2,9 т.
Испытания прототипа были короткими и в целом успешными. Уже к 22 сентября удалось укомплектовать первую «летучую батарею» (batterie volanti), состоявшую из шести трофейных «Моррисов»: четырёх с орудиями и двух с дополнительным боекомплектом. Последние, по данным итальянских исследователей, перевозили по 250 выстрелов, однако эта цифра представляется завышенной, поскольку значительно превосходит «паспортную» грузоподъёмность «Морриса».
В общей сложности автопушками «Моррис» укомплектовали семь батарей. Часть из них дополнительно получила по две ЗСУ — 20-мм пушки «Бреда» mod. 39, установленные на трофейных грузовиках «Форд» F15. Сами же самоходные пушки «65/17» иногда довооружались 8-мм пулемётом «Бреда» mod. 38, установленным в кабине водителя.
Первоначально «летучие батареи» самоходок «65/17» подчинялись Разведывательной группировке Подвижного армейского корпуса (Raggruppamento Esplorante di Corpo d'Armata di Manovra — RECAM). Батареи с 1-й по 6-ю свели в две группы (дивизиона) — 1-ю и 3-ю. Ещё одна батарея — 11-я — являлась отдельной. По мере необходимости эти части придавались тем или иным дивизиям, сражавшимся в Ливии и Египте. В июне 1942 года были введены штаты группы САУ «65/17», переставшей быть фронтовой импровизацией. Группа состояла из трёх батарей с четырьмя САУ и одной — с четырьмя 20-мм ЗСУ. Помимо боевых машин, она имела 40 транспортных средств иного назначения (включая 13 мотоциклов). Численность личного состава определялась в 213 человек: 13 офицеров, 7 унтер-офицеров, 137 артиллеристов и 56 водителей.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Велика дурниця: самохідний міномет АМ120

Український "Пат"

Самохідний міномет: корейський підхід